Система ABS является важным элементом помощи при вождении: она позволяет избежать блокировки колес при экстренном торможении.
В Европе ABS обязательна с 2004 года, в России же временно разрешено не устанавливать ABS на автомобили. Разберемся, как работает антиблокировочная система и возможно ли компенсировать ее отсутствие.
Чем опасна блокировка колес и какую роль выполняет ABS?
Блокировка колес при торможении имеет два негативных фактора: во-первых, она, как правило, увеличивает тормозной путь автомобиля, а во-вторых – в этом случае блокируются повороты руля, в результате чего водитель никак не может повлиять на траекторию движения своего автомобиля.
При сильном нажатии на педаль тормоза система ABS начинает процесс блокировки-разблокировки колес, что позволяет водителю осуществить маневр и избежать аварии. При этом следует помнить, что не во всех случаях антиблокировочная система сокращает тормозной путь. Так, при использовании шипованной резины на льду и при езде на обычных шинах на рыхлом грунте система ABS, скорее всего, приведет к увеличению тормозного пути (т.к. пока колеса будут крутиться, шипы покрышек будут цепляться за лед, а рыхлый грунт, вместо того чтобы образовывать горку перед колесами, будет ими прокручиваться). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что главная задача системы ABS состоит в сохранении возможности управления автомобилем при экстренном торможении.
Кроме того, современная система ABS помогает водителю эффективно осуществлять торможение в случае неравномерного сцепления колес с дорогой: например, когда одно колесо едет по сухому асфальту, а другое – по воде.
Как функционирует система ABS?
Система ABS включает в себя датчики скорости колес, гидропривод, позволяющий регулировать давление в тормозной магистрали колес, электромагнитные клапаны, а также электронный блок управления.
Работу антиблокировочной системы можно описать следующим образом:
* датчики скорости обнаруживают блокировку колес, на которых они расположены;
* на основе этих данных электронный блок управления с помощью гидравлической системы и электромагнитных клапанов в индивидуальном порядке ослабляет давление тормозной системы, что позволяет избежать полной блокировки каждого из колес;
* когда колесо снова достигает определенной скорости вращения, электронный блок управления передает сигнал в гидравлическую систему, снова создавая давление и запуская торможение;
* этот процесс повторяется до тех пор, пока торможение не завершится.
Чем можно компенсировать отсутствие системы ABS?
В контексте временного разрешения на выпуск в России автомобилей без ABS у многих возникает вопрос о целесообразности покупки такого авто, поскольку это сильно снижает безопасность движения. Вопрос этот, действительно, резонный.
При этом – хоть и частично – компенсировать отсутствие системы ABS можно. Для этого рекомендуется осуществлять прерывистое нажатие на педаль тормоза, что естественным образом предотвратит блокировку колес. Среди минусов этого способа следует отметить, что такая реакция при экстренном торможении проявляется, как правило, только у опытных водителей, а количество нажатий на педаль тормоза никак не может сравниться с частотой «толчков», осуществляемых системой ABS. Тем не менее прерывистое торможение позволит достигнуть требуемого эффекта замедления и обеспечит вращение колес.
Также важно помнить, что сократить тормозной путь и тем самым снизить вероятность аварии помогает своевременная замена зимней и летней резины (обращаем внимание: всесезонные шины обычно уступают летним по торможению на сухом асфальте в теплую погоду).
Поддержать шины в хорошем состоянии и сохранить их качества на более длительный срок вам поможет чернитель резины. Специалисты рекомендуют использовать его регулярно, после каждой мойки автомобиля. Чернитель шин защищает резину от растрескивания, повышает ее эластичность и наделяет водоотталкивающими свойствами. И конечно, делает шины более «свежими» и красивыми.
Найти чернитель и другие средства по уходу за шинами вы можете в разделе «Внешний пластик и резина» интернет-магазина товаров для ухода за авто V12SHOP.